Японский художник

Мы с художником в комсомольском драмтеатре

Профессия журналиста, естественно, предполагает множество встреч с людьми. И, как старателю, порой выпадает удача в виде кусочка дорогой породы, так и ты встречаешься с человеком близким по духу. Таким, что не хочется ограничивать общение одним разговором… Так было, например, с японским художником Миямото Цутому.
С 1996 года, когда Комсомольск открыли для посещения иностранцев, художник стал приезжать сюда каждый год, — сначала в составе делегации, а затем самостоятельно со своими картинами.
К сожалению, языковый барьер не позволял наговориться, общались каждый раз через переводчика на различных мероприятиях, но рассказывал он о своей жизни охотно и откровенно.
Родился в 1922 году (ровесник моего отца). В детстве тяжело заболел корью, лишился слуха, не мог общаться со сверстниками. Мама дал сыну кисточку и краски, научила рисовать. Глухота через некоторое время прошла, а любовь к рисованию осталась навсегда.
Конечно, собирался стать художником, но началась война… И хотя солдату Цутому не довелось участвовать в боевых действиях, войну он познал с другой стороны, — в лагерях для японских военнопленных на Дальнем Востоке. Условия были, конечно, тяжелыми — голод, холод, болезни, работа. Многие отчаивались, некоторые калечили себя, например, перетягивали пальцы нитками и умирали в результате гангрены.
У Миямото Цутому есть картина «Ягоды шиповника на снегу». Он рассказывал, как однажды в плену бродил в окрестностях лагеря, и черные мысли приходили в голову. Вдруг — посреди заснеженной равнины какой-то куст и на нем красные ягоды… «Если я дойду туда и съем эти ягоды, то все будет хорошо».
В это трудное время, вспоминает художник, его здорово выручило умение рисовать. В лагере вдруг потребовались портреты Сталина, и Миямото с о своим другом их нарисовали, используя маленькую фотографию вождя.
И еще… он с глубокой благодарностью вспоминает вольнонаемного Васютина, художника из Ленинграда, который после фашистского плена был отправлен на Дальний Восток и работал учетчиком в их лагере. Он упросил начальника лагеря перевести молодого японца в столовую, доставал для его будущих рисунков бумагу и чернильный порошок. После войны Цутому много раз пытался разыскать своего русского друга, но безуспешно.
Я спросила у художника, почему он так часто приезжает на Дальний Восток, с которым связаны такие тягостные воспоминания. «Это была молодость,» — был ответ.
В 1949 году японских военнопленных отправили на родину. Время было трудным и на семейном совете было решено, что нужно приобретать надежную профессию. Миямото закончил естественный факультет университета, а затем 35 лет преподавал физику и математику в учебных заведениях. И всегда рисовал. В 1965 году прошла его первая персональная выставка. Он работал в разных жанрах — от реализма до абстракционизма. Именно абстракция, по признанию художника, позволяет ему более полно выражать себя, свои мысли.

Картина называется «Квадратная луна» — наверное, так светила она сквозь  оконце лагерного барака.

Картина «Река»

В Комсомольске-на-Амуре выставки Миямото Цутому проходили регулярно, и по их окончании он дарил свои работы городу. Его содействие помогло организовать очень успешную выставку дальневосточных художников в Японии.

Художник скончался в феврале 2019 года, прожив большую, насыщенную событиями и творчеством жизнь.
Недавно в интернете мне попались две очень хороших профессиональных статьи о творчестве художника, если возникло желание то взгляните на них.

Людмила Карепова